Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

особенности преподавания предмета в рамках второго поколения
13.04.2013, 13:11

I.                  Особенности преподавание предмета «математика» в рамках перехода на новый ФГОС ОО второго поколения

 

Между стандартом первого поколения и стандартом второго поколения существуют отличия:

·        о понимание того, что такое стандарт;

·        изменились компоненты стандарта.

Образовательный стандарт первого поколения – фиксированные требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов (стандарты содержания образования).

Новые стандарты  будут регулировать содержание образования и планируемые образовательные результаты. Стандарт второго поколения будет обеспечен гарантиями государства, образовательные результаты будут достигаться в условиях определенной информационно-образовательной среды (педагогические кадры, материально-техническое, финансово-экономическое, информационное обеспечение).

От двухкомпонентного состава стандарта (обязательный минимум содержания и требования к уровню подготовки выпускников) будет переход к другой структуре.

Она включает три группы требований:

· требования к структуре основных общеобразовательных программ;

· требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ;

· требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

В Законе Российской Федерации «Об образовании» такая структура стандарта закреплена в статье 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»*

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ представляют собой описание совокупности компетентностей выпускника образовательного учреждения, определяемых личностными, семейными, общественными государственными потребностями к результатам освоения основных общеобразовательных программ.

Требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ задают критерии оценки личностных, метапредметных и предметных результатов на каждой ступени школьного образования.

К личностным (ценностным) результатам обучающихся относятся ценностные ориентации выпускников школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.

К метапредметным (компетентностным) результатам обучающихся относятся освоенные учащимися универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

К предметным результатам относятся усвоенные учащимися при изучении учебного предмета знания, умения, навыки и специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфичны для изучаемой области знаний.

Поэтому, если раньше под образовательными результатами мы имели в виду только то, что связано с предметными результатами, то теперь мы имеем дело с операциональными, личностными результатами, определяющими мотивацию, направленность деятельности человека.

В современном понимании стандарт имеет два назначения.

·        стандарт задает систему ориентиров для аттестации и выявления уровней подготовки конкретного обучаемого (например, как это делается в ходе ЕГЭ);

·        стандарт задает некие показатели эффективности деятельности системы образования на разных уровнях (от образовательного учреждения до муниципалитета, региона и федерального уровня).

Предметная часть результатов проверяется на уровне индивидуальной аттестации обучающегося. А личностная часть является предметом анализа и оценки массовых социологических исследований.

Стандарт в виде Федерального закона будет представлять документ, в котором  будут изложены основные подходы к структуре, функциям, порядку использования стандарта и др.

Для реализации всех положений, которые сформулированы в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования (стандарте второго поколения), будет создано нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение, включающее:

·              цели образования для каждой ступени общего образования

·              Базисный учебный (образовательный) план

·              фундаментальное ядро содержания общего образования

·              примерные программы по отдельным учебным предметам

·              программы формирования универсальных учебных действий

·              систему оценки учебных достижений обучающихся

·              программу воспитания и социализации учащихся.

В этих документах будут охарактеризованы условия реализации образовательного процесса, материально-техническое обеспечение, финансирование, подготовка кадров и т.п. Такова структура нового стандарта.

Функции стандарта: инвариантные и изменяющиеся,  новые функции.

Инвариантные

функцию обеспечения права на полноценное образование. Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

– функцию обеспечения единства образовательного пространства страны. Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных типов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют объем и уровень полноценного базового образования. Реальные учебные программы по своему содержанию могут существенно отличаться от стандарта и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень, не ниже задаваемого стандартом;

– функцию обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

– критериально-оценочную функцию. Она проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты стандарта включают требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

– функцию повышения объективности оценивания. Реализация этой функции связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценивания качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом

Новые функции стандарта:

формирования российской (гражданской) идентичности;

– гуманизация образования и всей школьной деятельности;

– обеспечение гарантий государства в отношении условий, при которых возможно достижение планируемых результатов образования;

– обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования.

 

В структуре стандарта появились требования к условиям реализации основных общеобразовательных программ.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: ниталья
Просмотров: 455 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: